Иудаизм онлайн - Еврейские книги * Еврейские праздники * Еврейская история

Ки сейцей 5748

 

стр. 279

Йуд гимел

 

И объяснение этой идеи в служении человека Вс-вышнему — из «удивительных вещей» в комментарии Раши:

«милхемес мицво[1]«, «война земли Израиля» — указывает на аспекты служения, которые входят в рамки обязательного, и, в общем, это поведение в соответствии с Торой и мицвос в своем доме и в своих четырех локтях, а «милхемес а-ршус[2]» — указывает на аспекты служения, которые не входят в рамки обязательного, но являются ршус[3], и, в общем, это означает, что человек не удовлетворяется тем, что его дом и его «четыре локтя» освещены светом кдушо[4], но он выходит из своего места, чтобы действовать также вне его, также в отдаленном месте, вплоть до захвата всего мира целиком.

И объясняет Раши — «бемилхемес а-ршус а-косув медабер[5]«:

Еврей может подумать, что обещание по поводу победы в войне, «когда выйдешь на войну с врагом твоим, и отдаст его Вс-вышний Б-г твой в руку твою» — это только в тех аспектах служения, которые он обязан исполнять в соответствии с приказанием Вс-вышнего, что поскольку «я не прошу, но только по их силам», обещает ему Вс-вышний и дает ему необходимые силы, чтобы победить в войне, в отличие от этого, аспекты служения, которые в аспекте ршус («милхемес а-ршус») не дано это обещание.

На это говорят ему: «о разрешенной войне говорит Писание», т.е. также аспекты служения, которые ршус, обещает Вс-вышний, что «когда выйдешь на войну на врага твоим» – выше[6], чем «враг твой», и не только, но «и отдаст его Вс-вышний Б-г твой в руку твою».

И еще и также это главное — что «когда выйдешь на войну» («о разрешенной войне говорит Писание» — это часть Торы – которая есть указания к действию, т.е., это приказание и указание в Торе:

Еврей может подумать, что достаточно ему исполнять те вещи, которые  он обязан делать по Шулхан Оруху, и, в общем, исполнять клятву, что заклинают его «будь цадик[7]«, но в отношении к вещам, которые ршус — это не имеет отношения к нему, он «еврей Шулхан Оруха», и кроме этого – нет для него ничего; и наоборот, поскольку в Шулхан Орухе не объясняется обязанность в отношении поведения в этих вопросах — это само доказывает, что эти вещи не имеют к нему отношения, и поскольку этот так — говорит он — не следует ему выходить из своего места, из четырех локте святости, и тем более, что все дороги опасны, и если говорить языком писания в конце нашей главы, «ашер корхо бадерех[8]«, и поэтому, он не хочет выходить из своего места, поскольку «в дороге» есть «Амолек», который «Встретил тебя». И то, что вне его четырех локтей есть существование Амолека — это не его проблема, «пусть прийдет хозяин виноградника и уничтожит колючки свои».

И подобно этому в отношении к тому, что говорилось выше, по поводу радости для того, чтобы привести мошиаха:

обязанность радоваться чтобы привести Мошиаха — где это мы находим в «Шулхан Орух»?! В Шулхан Орух — объясняется, что служение человека должно быть в радости, и есть также законы в отношении ограничения радости в три недели и т.д., но, мы не находим нигде обязанность симхо с целью чтобы привести Мошиаха.

И то, что это этого зависит приход Мошиаха, избавление народа Израиля и избавление Шхины, — он продолжает говорить  — мы не находим в Шулхан Орухе обязанности избавить Шхину!.. В отношении  себя самого, мы находим в Рамбаме, что «обещала Тора, что, в конце концов, Исроэл сделают тшуву в конце изгнания, и немедленно они будут избавлены», но в отношении геулас шхино[9] — это не его дело…

На это говорят ему, что «когда выйдешь на войну с врагом твоим» — это приказание и указание в Торе:

Еврей не может удовлетворяться «четырьмя локтями святости» в своем доме и в своем ближайшем окружении, но он должен также выйти из своего места, «выйдешь на войну с врагом твоим», чтобы уничтожить существование врага и противника святости, и вплоть до захвата всего мира целиком, ибо ведь, как он может сидеть в покое, когда он знает, что в каком то месте в мире есть «Амолек», который выступает против святости?!

И, как сказано, Тора обещает ему «когда выйдешь на войну с врагом твоим и отдаст его Вс-вышний Б-г твой в руку твою», и вплоть до окончания главы «сотри память об Амолеке из под небес», и тогда, когда уничтожают существование «врага твоего» полностью, становится радость полной, ибо ведь, все время, что остается все еще существование «врага твоего», даже в отдалении, ведь, поскольку невозможно знать, что будет потом, не может быть радость полной, и только, когда полностью уничтожено существование «врага твоего» во всем мире целиком, тогда радость становиться полной.

 



[1] Война-заповедь

[2] «разрешенная война» (т.е. факультативная, необязательная)

[3] «разрешенное»

[4] святость

[5] «про разрешенную войну говорит Писание»

[6] «на врага твоего» – т.е., выше, чем враг твой (прим. переводчика)

[7] см. Тания гл. 1 в начале

[8] «который встретил тебя в дороге»

[9] избавление Шхины